САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ СВАДЕБНЫЕ ПЛАТЬЯ В ИСТОРИИ
Екатерина Панкина, стилист-имиджмейкер/консультант по стилю
«… самое главное в платье — это женщина, которая его надевает».
Ив Сен-Лоран
Свадьба — одно из самых торжественных и волнительных событий в жизни женщины. И выбор наряда занимает далеко не последнее место в списке приготовлений к этому важному дню. Платья некоторых невест вошли в историю, став олицетворением женственности и элегантности. Но благодаря чему? Ведь платье само по себе, пусть даже это произведение искусства от прославленного модельера, — не более чем красивый наряд. На мой взгляд, многие свадебные наряды вошли в историю благодаря тому, что стали достойными оправами прекрасных женщин, отразившими их индивидуальность. Вспомним некоторые из них.
Свадебное платье королевы Виктории
Именно подвенечный наряд королевы Великобритании Виктории, которая в феврале 1840 года вышла замуж за принца Альберта Саксен-Кобург-Готского задал новое направление в свадебной моде, которого мы придерживаемся до сих пор.
Это был брак по любви — что само по себе было редкостью среди королевских особ того времени. Королева Виктория не захотела идти под венец в традиционном тяжелом парчовом свадебном платье, которое украшали в те времена драгоценными камнями и бархатной накидкой с мехом горностая. Она стала первой британской правительницей, надевшей белый свадебный наряд. В те времена принято было выходить замуж в платьях любых других цветов, но не белого. После свадьбы королевы невесты стали подражать ее наряду, и белый цвет стал традиционным не только в Европе, но и во всем мире, постепенно вытеснив все другие цвета свадебных платьев. Помимо этого королева Виктория ввела в моду викторианский фасон свадебного платья (объемная юбка, длинный шлейф, узкий лиф), а также многие свадебные традиции: кружевную вуаль невесты, венок из флердоранжа, свадебный торт, классическую бутоньерку жениха и викторианские обручальные кольца.
Свадебное платье королевы Елизаветы Боуз-Лайон
Трижды будущий король Георг VI делал предложение Елизавете, пока она, наконец, не сказала «да». Они поженились в 1923 году, и никто и не подозревал, что венчаются будущие король с королевой, ведь Берти (как звали будущего Георга VI) значился вторым претендентом на трон, а отнюдь не первым. После свадьбы молодые стали герцогом и герцогиней Йоркскими (вы наверняка помните историю их жизни и любви, показанную в фильме «Король говорит!»).
Свадебное платье будущей королевы-матери было довольно эксцентричным: с заниженной талией, прямое, без каких-либо воланов и рюшей. Совсем не традиционное для королевских свадебных нарядов, оно напоминало средневековый костюм. Благодаря своей оригинальности и, конечно же, удивительной сердечности и харизме будущей королевы платье и вошло в историю. Сшила наряд любимая портниха Елизаветы Хэндли Сеймур.
Британская газета «Таймс» назвала этот свадебный наряд «самым простым платьем, когда-либо сшитым для королевской свадьбы». Платье было сшито из шифона цвета слоновой кости и расшито жемчугом и серебром, чтобы гармонировать с фатой.
Свадебное платье королевы Елизаветы II
Будущая королева Елизавета II вышла замуж за лейтенанта Филиппа Маунтбеттена в 1947 году, когда весь мир только начинал приходить в себя после Второй мировой войны. В разгаре был послевоенный кризис, ввиду строгой экономии в ходу по-прежнему была карточная система, которой пришлось пользоваться даже будущей королеве. Ей выделили дополнительные 100 карточек-талонов на одежду для покупки ткани на свадебное платье (историки моды пишут о том, что невесты со всей Великобритании присылали Елизавете в подарок талоны для платья).
Создателем свадебного платья был Норман Хартнелл, официальный кутюрье британского королевского дома с 1938 года. В своих интервью Хартнелл неоднократно говорил, что источником вдохновения для него послужила картина Сандро Боттичелли «Весна».
Фрагмент картины Сандро Боттичелли «Весна»
Кремовый атлас-дюшес, вышитые жемчугом цветы — жасмин, белые розы Йорков, флердоранж (для этого потребовалось более 10 тысяч жемчужин, которые заказывали в Америке), тюлевый шлейф, расшитый цветами, — таким получилось свадебное платье будущей королевы.
Свадебное платье Жаклин Кеннеди
Несмотря на то что Жаклин Бувье, будущая первая леди Америки, не носила королевского титула, ее по праву считали королевой стиля. У нее был прекрасный тонкий вкус. Все, что она надевала, мгновенно становилось модным. Она оставалась изысканной даже в самых простых вещах.
На церемонию бракосочетания с Джоном Кеннеди в июне 1953 года она надела свадебное платье по моде 50-х: из шелковой тафты цвета слоновой кости, приталенное, с пышной юбкой и глубоким декольте. Платье было заказано у афроамериканского нью-йоркского дизайнера Энн Лоу, которая шила наряды для нью-йоркской аристократии. На платье ушло около 50 метров шелковой тафты и несколько месяцев работы. Кружевная фата принадлежала бабушке Жаклин.
Хотя, как много позднее вспомнила Кэролайн, дочь Жаклин, сама невеста не была в особом восторге от своего платья и «считала его похожим на абажур», выглядела она в нем превосходно.

Bridal portrait of Jacqueline Lee Bouvier (1929 — 1994) shows her in an Anne Lowe-designed wedding dress, a bouquet of flowers in her hands, New York, New York, 1953. (Photo by Bachrach/Getty Images)

Bridal portrait of Jacqueline Lee Bouvier (1929 — 1994) shows her in an Anne Lowe-designed wedding dress, a bouquet of flowers in her hands, New York, New York, 1953. (Photo by Bachrach/Getty Images)
Свадебное платье Грейс Келли
Признанное одним из самых элегантных платьев в истории, свадебное платье Грейс Келли до сих пор по праву считается классикой свадебной моды. Это платье стало подарком обворожительной невесте от студии MGM (Metro-Goldwyn-Mayer), контракт с которой связывал Грейс на момент принятия ею предложения руки и сердца принца Ренье.
Дизайнером и главной швеей платья стала художник по костюмам MGM Хелен Роуз, которая уже одевала Грейс для съемок. Роуз говорила, что свадебное платье Грейс должно быть, как сама невеста: «…простым, но элегантным, женственным, благородным и обязательно по-королевски величественным. И самое главное, платье не должно затмевать красоту Грейс». Именно таким оно и получилось! Шесть недель более 30 швей трудились над свадебным платьем невесты. На него ушло огромное количество шелковой тафты цвета слоновой кости и уникального кружева, расшитого жемчугом, которое принц Ренье специально выкупил в одном из музеев.
Венчание состоялось в апреле 1956 года. За день до венчания, на гражданской церемонии, Грейс была в другом наряде, простом и очень элегантном. Но именно ее подвенечное платье вошло в историю как эталон изысканности и женственности.
Еще при жизни Грейс подарила свой свадебный наряд Художественному музею Филадельфии. Платье входит в пятерку самых дорогих в мире, стоимость его оценивается в 300 000 долларов.
Свадебное платье Сонсолес Диез де Ривера
В платье безупречного кроя от Cristobal Balenciaga, выдающегося испанского кутюрье и короля моды, выходила замуж в 1957 году испанская аристократка Сонсолес Диез де Ривера. Шелковое, цвета слоновой кости, с асимметричным подолом, вышивкой металлическими нитями и искусственным жемчугом, оно до сих пор поражает своей изысканной простотой и идеальными линиями.
За безупречность и чистоту линий платья этого великого модельера называли произведениями искусства. Как говорил сам Баленсиага: «Кутюрье должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля». Именно таким модельером и был Кристобаль.
Королева Испании София открыла музей, посвященный творчеству кутюрье, на его родине, в Гетарии. В этом музее более 1200 экспонатов, в том числе и это дивное платье.
Свадебное платье королевы Фабиолы
Еще одна безупречная работа из шелкового атласа от Cristobal Balenciaga — свадебное платье королевы Фабиолы. В нем в декабре 1960 года испанская дворянка Фабиола де Мора и Арагон вышла замуж за короля Бельгии Бодуэна I, став королевой.
Баленсиага и раньше создавал для Фабиолы платья для выходов в свет. Говорят, что эскиз свадебного платья хранился им в строжайшей тайне, и для этого великий кутюрье творил в одиночку в своей мадридской квартире.
По королевским стандартам это свадебное платье было совсем не традиционным: отсутствовали кружева и вышивка, а платье украшала лишь норка. Минимум украшений. Получился настоящий шедевр: шелковое платье с белоснежной меховой оторочкой и 7-метровым шлейфом. Ничего лишнего, безупречные линии.
Платье хранится в музее Баленсиаги. Я была очень удивлена, когда прочитала у историка моды о том, что оказывается, когда королева передавала платье в музей, на шлейфе не было меха, так как его спороли, чтобы сшить королеве болеро.
Свадебное платье принцессы Дианы
В июле 1981 года состоялось бракосочетание принца Чарльза и леди Дианы Спенсер, будущей принцессы Уэльской. Ее пышное подвенечное платье стало символом сказки и роскоши. Наряд из шелковой тафты цвета слоновой кости, расшитый жемчугом, с отделкой старинным кружевом ручной работы, с длинным, почти 8-метровым шлейфом (это был самый длинный шлейф в истории королевских свадеб Британии), оно олицетворяло собой воплощенную мечту всех девушек, грезящих выйти замуж за принца.
Над платьем трудились два молодых британских дизайнера — Дэвид и Элизабет Эммануэль. В 2006 году они выпустили книгу «Платье для Дианы», в которой очень подробно рассказали об истории подготовки к свадьбе и общении с принцессой. В книге представлены эскизы и фотографии платья. Тысяча экземпляров вышла специальным, ограниченным тиражом — к каждой книге прилагался образец шелка, из которого было сшито платье.
Элизабет Эммануэль писала: «Как только мы узнали, что нам заказывают платье, я тут же начала проводить исследования, изучая все книги, описывающие королевские свадьбы. Платье должно было быть таким, чтобы остаться в истории и одновременно нравиться Диане. Поскольку церемонии, как мы знали, предстояло пройти в соборе святого Павла, то платье должно было заполнять проход между рядами и быть достаточно впечатляющим. Я нарисовала множество эскизов, и мы все сидели на полу и просматривали их. Пришла и ее мать. Так что выбор, в сущности, не занял много времени, мы знали, что может ей понравиться. А вот изготовление самого платья заняло целую вечность, особенно если учесть, что она сильно худела».

LONDON, UNITED KINGDOM — AUGUST 06: David & Elizabeth Emanuel With Princess Diana Looking At Designs And Fabrics In Her Sitting Room At Kensington Palace. They Were Planning Her Outfits For A Forthcoming Tour Of The Gulf States (Photo by Tim Graham/Getty Images)

With a 25-foot (7.6 meter) sweeping train, The Princess of Wales, former Lady Diana Spencer, leaves St. Paul’s Cathedral arm in arm with Prince Charles at the end of their wedding ceremony in London, July 29, 1981. (AP Photo)
И хотя многие до сих пор говорят, что выбор такого фасона для стройной, высокой Дианы был ошибкой, так как платье визуально смотрелось очень громоздким и напоминало большой торт, тем не менее, именно на нем остановила свой выбор сама Диана. И оно по праву стало свадебным платьем столетия.
После гибели Дианы свадебное платье перешло на хранение к ее брату, а затем, в 2014 году, в соответствии с завещанием принцессы — в собственность ее сыновей, принцев Уильяма и Гарри.
Век XXI
Я думаю, что платье Кейт, супруги принца Уильяма, тоже войдет в историю — уж очень оно, на мой взгляд, украшает герцогиню и подчеркивает ее очарование. Но время покажет.
Фото:
www.openingceremony.com
www.cristobalbalenciagamuseoa.com/en/
www.vogue.co.uk
Статья написана специально для портала: http://www.matrony.ru/samyie-znamenityie-svadebnyie-platya-v-istorii/